Родилась 26 июня 1939 года в деревне Рожено Калининской области. Как только началась война, папу, Королькова Ивана Пимоновича, забрали на фронт, вскоре он погиб. Мама, Королькова Ульяна Никифоровна, осталась одна с пятью детьми на руках. Когда немцы захватили Калининскую область, они оказались в толпе беженцев. Покидая насиженные места, люди брали с собой самое ценное, какие-то вещи, продукты. Ульяна Никифоровна смогла взять только детей. Но избежать оккупации им не удалось. Жить было негде, голод. Старшие братья и сёстры умерли один за другим с голоду. Помнит, как ходили к немцам выпрашивать еду, иногда им давали кусочек сахару или хлеба, но чаще прогоняли.
Большим счастьем считалось найти гнилую картошку или убитое животное, пусть даже, мягко говоря, не свежее. После бомбёжки у детей была такая «игра»: собирали взорвавшихся людей. Прикладывали руки, ноги, головы, радовались, если удавалось собрать человека полностью.
– После того, как нас освободили Советские войска, открылась школа. Но пойти в школу было не в чем, тогда учительница подарила мне платье. Никакой посуды у нас не было, подобрали стреляную гильзу. В ней мама варила болтушку из травы, в ней же и одежду стирали. Когда война кончилась, семья поселилась в брошенном колхозном амбаре. Нас, как всех колхозников, обложили налогом. Платить нечем. Пришли к нам приставы, стали пугать маму тюрьмой. Она и говорит: "Ну и слава Богу, в тюрьме хоть кормят". Вошли они в наше жилище, а там нет ничего, кроме подаренного учительницей платья. Хотели его забрать, я расплакалась, говорю: "Чужое оно, не моё". После этого нам дали картошки на посадку, корову, кое-какую одежду. Корова была хорошая, много молока давала, доили её в ту же гильзу, молоко всё не входило, кто-нибудь отопьёт, тогда дальше доили, – вспоминает Мария Ивановна.
Образование 2 класса, в школу ходить было не в чем. В 1959 году семья приехала в Сибирь, поселилась на станции Салаирская. Жизнь здесь им показалась раем. За работу на железной дороге платили деньги. Колба росла прямо за огородом, её можно было набрать и продать в городе. Работай только и живи. Но здесь им предстояло пережить ещё одно горе - умер брат Сергей в возрасте 25 лет. Когда в 1971 году закрыли станцию Салаирская, Мария Ивановна с мужем и детьми переехали в Каменный Ключ. Работала монтёром пути на железной дороге, рабочий стаж 35 лет. Вместе с мужем, Германом Григорьевичем, воспитали троих детей.
- пока не добавлено ни одного комментария